Древние были уверены, что рождаемость одаренных людей колеблется во времени в зависимости от периодов и циклов изменения солнечной активности. Сегодня учёные не часто готовы рассуждать на эти темы, боясь показаться несовременными. Но есть исследователи, которые пытаются разобраться в закономерностях гениальности.
В принципе, можно согласиться с тем, что умственные задатки человека могут зависеть от состояния природной среды в то время, когда активно формируются нейронные микросети коры головного мозга. Однако состояние природной среды неодинаково, как во времени, так и в пространстве. Неужели частота рождения одаренных людей и в самом деле может зависеть от географической широты и даты рождения?
Чтобы ответить на этот вопрос, ведущий инженер филиала ЦАГИ Евгений Виноградов проанализировал данные о месте и времени рождения множества выдающихся деятелей. Гипотеза о зависимости подтвердилась И всё же: чтобы стать гением недостаточно родиться в правильном месте и правильное время. Одаренность - сложный феномен, отмечают учёные, она зависит от бесконечного числа факторов, и мы сейчас находимся лишь на пороге их понимания.
Приступая к исследованию, Евгений Виноградов из различных источников собрал сведения о времени и месте рождения 757 нобелевских лауреатов из 61 страны, известные на 1 января 2006 года. Таким образом, удалось выявить небольшую, но представительную группу одаренных людей. Затем были проанализированы данные еще 329 выдающихся деятелей, указанные в биографических справочниках (математики, механики, физики, астрономы, химики, биологи, композиторы) и биографии 1201 человека, которые были приведены в Большой Советской Энциклопедии.
Собранные данные позволили сравнить доли одарённых людей, родившихся в среднем за большой промежуток времени в высоких и в низких широтах Земли. В высоких широтах таланты рождались явно чаще. Так, в 40 раз больше нобелевских лауреатов родились на широте 60 градусов, чем на широте 20-30 градусов. Совокупная рождаемость нобелевских лауреатов в Финляндии, Швеции и Норвегии оказалась в 8,7 раза больше, чем в Португалии, Испании и Италии вместе взятых. Такая же закономерность прослеживалась и для других групп знаменитостей.
Полученные данные автор исследования объясняет тем, что от экватора к полюсам Земли происходят изменения элементов природной среды: возрастает интенсивность и амплитуды вариаций интенсивности космических лучей, увеличивается содержание кислорода в воздухе и амплитуды вариаций содержания кислорода в воздухе, возрастают амплитуды вариаций давления воздуха. В связи с этим автор формулирует гипотезу «младенческого просветления»: чем выше уровень радиационного фона и содержание кислорода в воздухе при образовании в мозгу ребенка нейронных микросетей (они возникают на самых последних этапах внутриутробного развития), тем больше микросетей образуется, и тем выше умственные способности человека.
Естественный радиационный фон характеризуется средним уровнем и колебаниями разной высоты и длительности. Причинами резких колебаний могут быть, например, широкие атмосферные ливни частиц или вспышки на солнце. Массовое включение и переключение генетических программ, в том числе отвечающих за построение нейронных микросетей коры головного мозга, происходит в течение примерно суток до момента рождения ребенка. И если в это ключевое время, когда радиочувствительность генома возрастает, радиационный фон оказывается повышен, программы построения нейронных микросетей реализуются в сильном варианте и умственные задатки ребенка улучшаются. Если же в ключевые моменты фон понижен или резко понижается, программы построения нейронных микросетей реализуются в слабом варианте и умственные задатки ребенка ухудшаются. При среднем фоне рождается нормальный "середняк", каких большинство.
Учёный полагает, что потенциальный гений рождается, когда сильный радиационный импульс приходится на первый вздох младенца или близок к нему. Вероятность этого события мала, ну так и гении рождаются нечасто.
Также с середины ХХ века в радиобиологии известен кислородный эффект, суть которого в том, что биологическое действие ионизирующей радиации усиливается с насыщением организма кислородом. Если кислорода достаточно, то и обычная фоновая радиация может стать стимулирующей. Например, было замечено, что дети женщин, получавших во время беременности кислород, особенно на последних днях, опережают по темпам и уровню умственного развития детей женщин, кислорода не получавших. Здесь налицо кислородная стимуляция задатков, отмечает исследователь.
Однако кислородный эффект может проявиться и в естественных условиях, например, при смене циклона антициклоном, особенно зимой. Давление воздуха растет, а влажность падает, следовательно, содержание кислорода в воздухе и организме ребенка повышается, и улучшаются его умственные задатки. При смене антициклона циклоном все идет наоборот, и умственные задатки ребенка ухудшаются.
Рождение умных детей у получивших кислород женщин автор научной работы считает одним из подтверждений своей гипотезы младенческого просветления. Но есть и другие. Количество кислорода в воздухе растет не только от низких широт к высоким, не только при смене циклона антициклоном, но и от лета к зиме. Следовательно, зимой одаренных людей должно рождаться больше, чем летом. И действительно, статистика это подтверждает.
Распределив по месяцам даты рождения 19043 знаменитостей, биографии которых приведены в Большой Советской Энциклопедии и некоторых справочниках, учёный обнаружил, что больше всего талантов появляется на свет в феврале, а меньше всего ≈ в июне и августе. Причем в холодную половину года (ноябрь-апрель) талантов родилось в 1,14 раза больше, чем в теплую половину. Среди особо одарённых и знаменитых людей (таковых было отобрано 1570) тенденция была та же, но размах оказался ещё больше. Что интересно, закономерность действует и в южном полушарии Земли: здесь больше всего талантов рождается в июле, и меньше всего в феврале и декабре.
По материалам демографической статистики исследователь построил кривую общей рождаемости для населения Европы и России, оказалось, что простые смертные рождаются в течение года значительно более равномерно, нежели таланты и уж тем более гении.
Автор указывает несколько причин сезонных всплесков рождения талантов: годичные изменения солнечной активности, положения Земли относительно плоскости солнечного экватора, содержания кислорода в воздухе. Все эти причины действуют благодаря изменению уровня радиационного фона и чувствительности к нему организма человека.
Кроме того, исследователь обратил внимание на то, что многие выдающиеся люди родились недалеко от вулканов и горных хребтов. Как оказалось, чаще всего нобелевские лауреаты рождаются в окрестностях гор высотой 700-1400 м, и реже всего ≈ в окрестностях гор высотой 2600-3100 м, причем отличие было выявлено немалое. Предположительно, это может быть связано с тем, что поскольку на разных высотах в атмосфере образуются разные вторичные частицы, они по-разному отклоняются магнитными полями разной протяженности, то есть горами разной высоты.
В заключение автор отмечает, что изучение влияния физической среды на умственные задатки человека имеет большое научное и практическое значение. "Зная факторы и закономерности изменения рождаемости одаренных людей, можно приурочивать рождение детей к улучшающим задатки условиям среды и тем повысить долю одаренных людей в обществе и его благосостояние", - считает Е.С.Виноградов. Создание же искусственной улучшающей задатки среды позволит существенно повысить интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал человечества, качественно улучшить жизнь людей.
Результаты исследования мы попросили прокомментировать кандидата психологических наук, доцента факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова С. М. Чурбанову. "В настоящее время предпринимаются попытки собрать воедино все факторы, которые способствуют реализации человеческого потенциала. Данное исследование рассматривает такие переменные, которые психологи обычно игнорируют, принимают как данность и не пытаются осмыслить. Однако одаренность - сложный феномен, необходимо учитывать и массу других факторов, - отмечает С. М. Чурбанова. - Например, существуют исследования, где анализируется постепенное социальное влияние семейного окружения на будущих лауреатов Нобелевской премии. Исследователи изучили пять поколений предков лауреатов Нобелевских премий - кем были их родители, прародители. Оказалось, что сначала это были простые крестьяне, потом зажиточные крестьяне, учителя, священники; затем - профессора университетов, и уже их дети получили Нобелевскую премию. Важно отметить, что речь не идёт о факторе наследственности (были исследования и на эту тему), а именно о факторе социального влияния. Родители, которые пытаются осуществлять когнитивное стимулирование ребенка, занимаются различными программами обучения, получат положительный эффект. Так что одарённость - не простой феномен. Нужно учитывать бесконечное число факторов, и мы сейчас находимся на пороге их упорядочивания. Подобные исследования, рассматривающие проблему с новой стороны, вносят свой вклад в это дело". Об этом сообщает агентство "Информнаука".
Читать дальше...
Приступая к исследованию, Евгений Виноградов из различных источников собрал сведения о времени и месте рождения 757 нобелевских лауреатов из 61 страны, известные на 1 января 2006 года. Таким образом, удалось выявить небольшую, но представительную группу одаренных людей. Затем были проанализированы данные еще 329 выдающихся деятелей, указанные в биографических справочниках (математики, механики, физики, астрономы, химики, биологи, композиторы) и биографии 1201 человека, которые были приведены в Большой Советской Энциклопедии.
Собранные данные позволили сравнить доли одарённых людей, родившихся в среднем за большой промежуток времени в высоких и в низких широтах Земли. В высоких широтах таланты рождались явно чаще. Так, в 40 раз больше нобелевских лауреатов родились на широте 60 градусов, чем на широте 20-30 градусов. Совокупная рождаемость нобелевских лауреатов в Финляндии, Швеции и Норвегии оказалась в 8,7 раза больше, чем в Португалии, Испании и Италии вместе взятых. Такая же закономерность прослеживалась и для других групп знаменитостей.
Полученные данные автор исследования объясняет тем, что от экватора к полюсам Земли происходят изменения элементов природной среды: возрастает интенсивность и амплитуды вариаций интенсивности космических лучей, увеличивается содержание кислорода в воздухе и амплитуды вариаций содержания кислорода в воздухе, возрастают амплитуды вариаций давления воздуха. В связи с этим автор формулирует гипотезу «младенческого просветления»: чем выше уровень радиационного фона и содержание кислорода в воздухе при образовании в мозгу ребенка нейронных микросетей (они возникают на самых последних этапах внутриутробного развития), тем больше микросетей образуется, и тем выше умственные способности человека.
Естественный радиационный фон характеризуется средним уровнем и колебаниями разной высоты и длительности. Причинами резких колебаний могут быть, например, широкие атмосферные ливни частиц или вспышки на солнце. Массовое включение и переключение генетических программ, в том числе отвечающих за построение нейронных микросетей коры головного мозга, происходит в течение примерно суток до момента рождения ребенка. И если в это ключевое время, когда радиочувствительность генома возрастает, радиационный фон оказывается повышен, программы построения нейронных микросетей реализуются в сильном варианте и умственные задатки ребенка улучшаются. Если же в ключевые моменты фон понижен или резко понижается, программы построения нейронных микросетей реализуются в слабом варианте и умственные задатки ребенка ухудшаются. При среднем фоне рождается нормальный "середняк", каких большинство.
Учёный полагает, что потенциальный гений рождается, когда сильный радиационный импульс приходится на первый вздох младенца или близок к нему. Вероятность этого события мала, ну так и гении рождаются нечасто.
Также с середины ХХ века в радиобиологии известен кислородный эффект, суть которого в том, что биологическое действие ионизирующей радиации усиливается с насыщением организма кислородом. Если кислорода достаточно, то и обычная фоновая радиация может стать стимулирующей. Например, было замечено, что дети женщин, получавших во время беременности кислород, особенно на последних днях, опережают по темпам и уровню умственного развития детей женщин, кислорода не получавших. Здесь налицо кислородная стимуляция задатков, отмечает исследователь.
Однако кислородный эффект может проявиться и в естественных условиях, например, при смене циклона антициклоном, особенно зимой. Давление воздуха растет, а влажность падает, следовательно, содержание кислорода в воздухе и организме ребенка повышается, и улучшаются его умственные задатки. При смене антициклона циклоном все идет наоборот, и умственные задатки ребенка ухудшаются.
Рождение умных детей у получивших кислород женщин автор научной работы считает одним из подтверждений своей гипотезы младенческого просветления. Но есть и другие. Количество кислорода в воздухе растет не только от низких широт к высоким, не только при смене циклона антициклоном, но и от лета к зиме. Следовательно, зимой одаренных людей должно рождаться больше, чем летом. И действительно, статистика это подтверждает.
Распределив по месяцам даты рождения 19043 знаменитостей, биографии которых приведены в Большой Советской Энциклопедии и некоторых справочниках, учёный обнаружил, что больше всего талантов появляется на свет в феврале, а меньше всего ≈ в июне и августе. Причем в холодную половину года (ноябрь-апрель) талантов родилось в 1,14 раза больше, чем в теплую половину. Среди особо одарённых и знаменитых людей (таковых было отобрано 1570) тенденция была та же, но размах оказался ещё больше. Что интересно, закономерность действует и в южном полушарии Земли: здесь больше всего талантов рождается в июле, и меньше всего в феврале и декабре.
По материалам демографической статистики исследователь построил кривую общей рождаемости для населения Европы и России, оказалось, что простые смертные рождаются в течение года значительно более равномерно, нежели таланты и уж тем более гении.
Автор указывает несколько причин сезонных всплесков рождения талантов: годичные изменения солнечной активности, положения Земли относительно плоскости солнечного экватора, содержания кислорода в воздухе. Все эти причины действуют благодаря изменению уровня радиационного фона и чувствительности к нему организма человека.
Кроме того, исследователь обратил внимание на то, что многие выдающиеся люди родились недалеко от вулканов и горных хребтов. Как оказалось, чаще всего нобелевские лауреаты рождаются в окрестностях гор высотой 700-1400 м, и реже всего ≈ в окрестностях гор высотой 2600-3100 м, причем отличие было выявлено немалое. Предположительно, это может быть связано с тем, что поскольку на разных высотах в атмосфере образуются разные вторичные частицы, они по-разному отклоняются магнитными полями разной протяженности, то есть горами разной высоты.
В заключение автор отмечает, что изучение влияния физической среды на умственные задатки человека имеет большое научное и практическое значение. "Зная факторы и закономерности изменения рождаемости одаренных людей, можно приурочивать рождение детей к улучшающим задатки условиям среды и тем повысить долю одаренных людей в обществе и его благосостояние", - считает Е.С.Виноградов. Создание же искусственной улучшающей задатки среды позволит существенно повысить интеллектуальный, творческий и нравственный потенциал человечества, качественно улучшить жизнь людей.
Результаты исследования мы попросили прокомментировать кандидата психологических наук, доцента факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова С. М. Чурбанову. "В настоящее время предпринимаются попытки собрать воедино все факторы, которые способствуют реализации человеческого потенциала. Данное исследование рассматривает такие переменные, которые психологи обычно игнорируют, принимают как данность и не пытаются осмыслить. Однако одаренность - сложный феномен, необходимо учитывать и массу других факторов, - отмечает С. М. Чурбанова. - Например, существуют исследования, где анализируется постепенное социальное влияние семейного окружения на будущих лауреатов Нобелевской премии. Исследователи изучили пять поколений предков лауреатов Нобелевских премий - кем были их родители, прародители. Оказалось, что сначала это были простые крестьяне, потом зажиточные крестьяне, учителя, священники; затем - профессора университетов, и уже их дети получили Нобелевскую премию. Важно отметить, что речь не идёт о факторе наследственности (были исследования и на эту тему), а именно о факторе социального влияния. Родители, которые пытаются осуществлять когнитивное стимулирование ребенка, занимаются различными программами обучения, получат положительный эффект. Так что одарённость - не простой феномен. Нужно учитывать бесконечное число факторов, и мы сейчас находимся на пороге их упорядочивания. Подобные исследования, рассматривающие проблему с новой стороны, вносят свой вклад в это дело". Об этом сообщает агентство "Информнаука".
Комментариев нет:
Отправить комментарий